Проектная работа на тему: «ЕГЭ по информатике» по номинации: «Лучший учебный проект» Республиканского конкурса «Лучший инновационный образовательный проект»

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МР «СУЛЕЙМАН-СТАЛЬСКИЙ РАЙОН»
МКОУ «Шихикентская СОШ»
368763, c. Шихикент, эл. почта: sсhichikent@yandex.ru, ул. Школьная, д. 25
Проектная работа
на тему:
«ЕГЭ по информатике»
по номинации:
«Лучший учебный проект»
Республиканского конкурса
«Лучший инновационный образовательный проект»
Автор:
учитель информатики
МКОУ «Шихикентская СОШ»
Сулейман - Стальского района РД
Алипулатова Зулфия Мифталиевна
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….. 3
Пояснительная записка. Состав учебно-методического комплекса …… 4
Формы контроля …………………………………………………………..... 5
Краткая характеристика контрольно–измерительных материалов и изменения в структуре, содержании КИМ ЕГЭ 2024 года ……………………. 6
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» и интерактивные приложения…………………………………………………………………... 7
Методика подготовки к ЕГЭ и рекомендации …………………………. 12
Рекомендации учащимся по подготовке к ЕГЭ ………………………… 16
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Литература …………………………………………………………………… 19
Введение
Одним из важнейших показателей качества работы учителя является успех его питомцев по итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ или ОГЭ являются для выпускника важнейшим условием продолжения учебы в ВУЗе. Поэтому актуальность проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ или ОГЭ не вызывает сомнений. Особенно важно проанализировать проблему подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) по информатике. В данной работе рассматриваются методика и технология подготовки учащихся к ЕГЭ или ОГЭ по информатике.
Актуальность проектной работы определяют следующие факторы:
1. разрыв между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий, которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ (ОГЭ). Темы «Логические основы компьютера» (отсутствует в стандарте базового уровня) и тема «Программирование и алгоритмизация» способны вызвать растерянность у выпускника, освоившего курс информатики на базовом уровне;
2. количество часов в учебном плане;
3. четвертое место по рейтингу, занимаемое информатикой среди других предметов по востребованности на те или иные специальности ВУЗов.
Целью данного проекта является разработка методики подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) по информатике с целью повышения качественного результата ЕГЭ (ОГЭ) учащихся по соответствующему экзамену.
Основной задачей проекта является создание рабочей программы элективного курса по подготовке к экзамену по информатике. В классах, изучающих информатику на базовом уровне, предлагается проводить элективные курсы (например, с названием «Готовимся к ЕГЭ по информатике»). В работе предложен значительный обучающий материал по каждой теме и по каждому типу заданий ЕГЭ по информатике, оформленный в стиле презентаций. Учащийся может использовать материал данной работы в процессе самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике, а учитель – в качестве электронного учебного пособия.
Пояснительная записка.
Состав учебно-методического комплекса
- Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
- Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2023 г.
- Спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена 2023 и 2024 гг.
- Приложение к спецификации: план экзаменационной работы ЭГЕ 2024 года по информатике, план экзаменационной работы ЭГЕ 2024 года по информатике.
- Единый государственный экзамен по информатике.
- Демонстрационный вариант 2022 г.
- Демонстрационный вариант 2023 г.
- Демонстрационный вариант 2024 г.
Программа данного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов: либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течении учебного года. Период изучения курса — 10-11 классы. Учителю следует учитывать и объяснить учащимся, что данный элективный курс не предназначен для записи в аттестат с проставлением оценки, его назначение — подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Успешность освоения будет определена после сдачи экзамена.
Планирование рассчитано на систематические аудиторные занятия за продолжительный период времени (вместе с учителем осваивается весь курс по 2 часа в неделю за год). Возможен вариант обязательных аудиторных занятий, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят самостоятельно в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем (в очном или дистанционном режиме).
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажны также психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретация его результатов.
Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ЕГЭ. Авторы предлагают аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.
Формы контроля
Тренинги по тематическим блокам. В ходе контроля используются бланки ответов, используемых на едином государственном экзамене. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике и на основании результатов выставляется отметка.
Краткая характеристика контрольно–измерительных материалов
и изменения в структуре, содержании КИМ ЕГЭ 2024 года.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 27 заданий, различающихся уровнем сложности и необходимым для их выполнения программным обеспечением. В работу входят 10 заданий, для выполнения которых помимо тестирующей системы необходимо специализированное программное обеспечение (ПО), а именно–редакторы электронных таблиц и текстов, среды программирования. Ответы на все задания представляют собой одно или несколько чисел или последовательности символов (букв или цифр).
Максимальное количество первичных баллов – 29. На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут.
В КИМах ЕГЭ по информатике 2023 года заданиями базового и повышенного уровней сложности проверялись следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы на базовом уровне:
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
- знание основных конструкций программирования;
- умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
В структуре КИМ ЕГЭ 2024 года изменение в задании 13. Оно будет проверять умение использовать маску подсети при адресации в соответствии с протоколом IP.
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» и интерактивные приложения
Цель курса: подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи курса:
• сформировать
- положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету и о назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- оптимально распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Приложения Методические разработки |
1 |
Структура и содержание КИМов по информатике |
1 |
|
2 |
Системы счисления (задания 1, 16). |
1 |
https://multiurok.ru/files/zadaniie-16-priezientatsiia-po-tipam-zadach-k-iege.html |
3 |
Знание методов перевода в различные позиционные системы счисления. |
1 |
|
4 |
Алгебра логики. |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-algebra-logiki-6571235.html |
5 |
Основные 6 функций алгебры логики. |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-algebra-logiki-3024698.html |
6 |
Решений задач по логике. |
1 |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-zaniatiiu-metody-resheniia-logiche.html |
7 |
Решение задач повышенной трудности. |
1 |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-reshenie-zadach-povyshennoi-slozhnos.html |
8 |
Решение систем логических уравнений разными методами |
1 |
|
9 |
Обработка числовой информации. Информация и ее кодирование. |
1 |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kodirovanie-i-obrabotka-chislovoi-in.html |
10 |
Задачи на единицы измерения информации |
1 |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-izmerenie-informatsii-reshenie-zadac.html |
11 |
Методы измерения количества информации |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-metody-izmereniya-informacii-5561977.html |
12 |
Алфавитный подход к измерению информации |
1 |
|
13 |
Умение подсчитывать информационный объем сообщения |
1 |
|
14 |
Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала |
1 |
https://pptcloud.ru/informatika/skorost-peredachi-informatsii |
15 |
Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала |
1 |
https://shareslide.ru/informatika/prezentatsiya-po-teme-skorost-peredachi-informatsii |
16 |
Технология обработки графической и звуковой информации (задание 9). |
||
17 |
Моделирование и компьютерный эксперимент (задания 22). |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-modelirovanie-kompyuterniy-eksperiment-773795.html |
18 |
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (задания 12, 17) |
1 |
|
19 |
Графы. Вершины. Ребро. Представление задачи с помощью графов. |
1 |
|
20 |
Технологии поиска и хранения информации. Базы данных (задание 4). |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologiya-poiska-i-hraneniya-informacii-9-klass-6807775.html |
19 |
Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-osnovnye-ponyatiya-bd-6343534.html |
20 |
Файловая система организации данных |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-fajlovaya-sistema-organizacii-dannyh-4148176.html |
21 |
Программы для обработки одномерных и двумерных массивов |
1 |
|
22 |
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети. |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-kompyuternye-seti-i-principy-ih-organizacii-6594651.html |
23 |
Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет. Круги Эйлера |
1 |
|
24 |
Элементы теории алгоритмов (задания 6, 14, 26) |
1 |
|
25 |
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке |
1 |
https://multiurok.ru/files/zadaniie-6-1-priezientatsiia-po-tipam-zadach.html |
26 |
Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд |
1 |
https://multiurok.ru/index.php/files/zadaniie-6-2-priezientatsiia-po-tipam-zadach.html |
27 |
Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию |
1 |
https://uchitelya.com/matematika/87755-prezentaciya-teoriya-igr-metody-resheniya.html |
28 |
Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания |
1 |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-vvedenie-v-programmirovanie-urok-2-p.html |
30 |
Решение задач с числовыми и символьными типами данных |
1 |
|
32 |
Рекурсивные алгоритмы |
1 |
https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/03/03/rekursivnye-algoritmy |
33 |
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой |
1 |
|
34 |
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов. |
1 |
https://klub-kod.ru/ege-inf/razbor-demo-versij/razbor-demoversii-2024-po-informatike |
Методика подготовки к ЕГЭ и рекомендации
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по информатике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тематический. При подготовке к экзаменам соблюдаю принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаю тренировочные задания, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные работы провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
При подготовке к экзаменам считаю важным:
- Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором запрещаю, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
- Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.
- Проверка знаний и умений учащихся.Каждый месяц провожу диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.
Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.
- Знакомлю учащихся со структурой КИМов, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена.
- Большое внимание уделяю заполнению бланков. Ребята тренируются заполнять бланки на уроках, дополнительных занятиях. Также использую бланки на контрольных работах и пробных экзаменах.
Во время экзамена советую детям обратить внимание на следующее:
- пробежаться глазами по всем заданиям, чтобы увидеть, какого они типа. Это поможет настроиться на работу;
- -внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка не дочитав задание до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Среди источников информации для подготовки к ЕГЭ по информатике опираюсь на образцы демоверсий экзаменационных работ, также опираюсь на следующую литературу: «Крылов, Чуркина: ЕГЭ 2023. Информатика. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов, Электронное приложение. Информатика. Подготовка к ЕГЭ-2023. 14 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года, широко использую ресурсы сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета информатики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ЕГЭ и ОГЭ по информатике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по информатике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете информатики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
При подготовке к экзаменам провожу систематическую работу с родителями учащихся.
В основном мое сотрудничество с родителями происходит на родительских собраниях. На родительских собраниях знакомлю родителей с планом работы по информатике на предстоящий учебный год;
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов);
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса информатики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик. Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
В качестве ресурсов, полезных при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ, можно рекомендовать:
- http://kpolyakov.narod.ru/
- http://ege.yandex.ru/
- Сайт Федерального института педагогических измерений: http://www.fipi.ru/.
- Сайт «Информатика - образовательный ресурс»: http://ege-go.ru/.
- Сайт ЕГЭ с демоверсиями: http://www.ege.edu.ru.
- Контрольные задания Московского института открытого образования (МИОО): http://www.mioo.ru/ogl.php.
Рекомендации учащимся по подготовке к ЕГЭ
1. Подробно ознакомьтесь с правилами и порядком проведения Государственной итоговой аттестации. Заблаговременно выясните все непонятные вопросы.
2. Внимательно изучите образцы бланков ЕГЭ и правила их заполнения.
3. Проконсультируйтесь с преподавателями о том, какие темы Вам следует повторить особенно тщательно, и спланируйте по дням свои занятия. Не стремитесь повторять все подряд, распределите все темы, которые Вам необходимо повторить, на все дни подготовки к экзамену.
4. Не оставляйте самые сложные темы на последние дни подготовки.
5. Подготовьте себе место для работы так, чтобы ничего не отвлекало Вас от занятий.
6. Распределите рационально свой день.
7. При повторении материала старайтесь составлять планы, схемы – они помогут Вам повторить то, что забылось, не затрачивая много времени.
8. Поработайте с тестовыми материалами. Если Вам что-то непонятно, обратитесь за консультацией к учителю.
9. Настраивайтесь на то, что Вы успешно справитесь с заданиями.
11. Вечером накануне экзамена постарайтесь хорошо отдохнуть, выспаться, чтобы в день экзамена чувствовать себя бодро и уверенно.
12. Не забудьте взять паспорт, пропуск на экзамен и несколько гелевых или капиллярных ручек черного цвета.
14. Внимательно слушайте и выполняйте все инструкции организаторов экзамена.
15. Внимательно и аккуратно заполняйте бланки ЕГЭ, так как исправления в них крайне нежелательны.
16. Не спешите! Сосредоточьтесь! Внимательно прочитывайте задание до конца. Убедитесь, что Вы правильно поняли задание.
17. Отвечайте сначала на те вопросы, которые не вызывают сомнений. Пропускайте задания, которые вызывают затруднения или непонятны вам – Вы сможете вернуться к ним позже, когда войдете в рабочий ритм.
18. Оставьте резерв времени для проверки своей работы.
19. Доверяйте своей интуиции!
20. Старайтесь выполнить все задания, но, если Вам это не удалось, не расстраивайтесь. Вполне возможно, что количество выполненных Вами заданий будет достаточно для хорошей отметки.
Заключение
По итогам ЕГЭ 2023 года рекомендуется:
- математически строгое изложение темы «Алфавитный подход к измерению количества информации» с обязательной чёткой формулировкой определений, доказательством формул и фактов, применяемых в решении задач, с иллюстрациями и примерами. Изучая двоичный алфавит, необходимо демонстрировать обучающимся глубокую связь темы «Алфавитный подход к измерению количества информации» с темой «Двоичная система счисления», чтобы последняя не воспринималась учащимися как имеющая отношение лишь к особенностям реализации компьютерных логических схем;
- уделить особое внимание практическому программированию, включая работу с файлами при вводе-выводе данных, с массивами, сортировку, обработку числовой и символьной информации;
- отработать вычисления в электронных таблицах;
- контролировать усвоение теоретических азов информатики, в том числе раздела «Основы логики», с учётом тесных межпредметных связей с математикой, а также развитие метапредметных способностей самостоятельно достигать поставленных целей, находить эффективные пути получения результата.
- методическую помощь учителям и обучающимся в подготовке к ЕГЭ 2024 г. могут оказать материалы:
- Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (https://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/).
- Открытый банк заданий ЕГЭ.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 г.; спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2024 году.
Литература
1. Демо-версии ЕГЭ по информатике 2022-2024 гг.
2. Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П. Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие, 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
3. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.: Тригон, 2008. – 120 с.
4. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. ИНФОРМАТИКА. 2-е издание – Спб.: БХВ-Петербург, 2009.
5. А. Кузнецов и др. Тестовые задания. Информатика, 2014 г.
6. Зорина Е.М. Зорин Информатика. Сборник заданий к ЕГЭ, 2009 г. и 2010 г.
7. Информатика. ЕГЭ. Самые новые задания. 2016 г. и 2017 г.
8. П.А. Якушкин Типовые тестовые задания. От разработчиков ФИПИ, 2017 г.
9. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Под редакцией Н.В. Макаровой, 2008 г.
10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, ФИПИ, 2017.
11. Т.Е. Чуркина. Реальные тесты 2017 года. Практикум.
12. С.С. Крылов Тематическая рабочая тетрадь. Информатика, 2016 г. ФИПИ.
Приложение